Памятники

Вечный огонь и памятник советскому солдату

Мемориальную композицию в память об освобождении города от немецких войск установили в Несвиже в послевоенное время.

Несвиж был захвачен наступающими немецкими войсками в конце июня 1941 года практически без боя. Советские войска быстро отступали, сопротивление оказала только группа из нескольких десятков солдат в западной части города. Тем не менее, в городе и окрестностях попали в плен многие отступающие солдаты Красной армии.

Несколько дней в городе размещался штаб 2-й танковой группы генерала Гудериана. Сам немецкий генерал в своих мемуарах упоминал о посещении дворца. После установления оккупационной администрации в городе было создано гетто, однако к лету 1942 года все евреи Несвижа или были расстреляны, или бежали в леса. Был уничтожен и единственный в районе цыганский табор. Расстреливали также белорусов и поляков, и не только коммунистов и комсомольцев, но также ксендзов. Более двух тысяч жителей Несвижского района направились на принудительные работы в Германию, некоторые из них не вернулись.

Время немецкой оккупации закончилось 2 июля 1944 года, когда в Несвиж вошли советские войска. Это были солдаты 193-й стрелковой дивизии 65-й армии под командованием Андрея Григорьевича Фроленкова и партизаны 27-й бригады имени Чапаева. Немцы упорно обороняли город, и во время штурма советские части понесли серьезные потери. На следующий день в городе появились несколько немецких танков, отступавших с востока. Завязался ещё один бой, но вскоре танки были отброшены назад.

Сегодня в память о тех событиях 2 июля отмечается в Несвиже как День города.

Памятник жертвам Холокоста

Вскоре после захвата Несвижа в июне 1941 года нацисты начали реализовывать политику уничтожения евреев на оккупированных территориях. В юго-западной части города было создано гетто, куда согнали всех евреев Несвижа и окрестностей. 30 октября 1941 года нацистами были отобраны ремесленники и ценные специалисты, - остальные были осуждены на смерть. Никто из евреев не знал, зачем их сгоняют в парк, пока они не увидели выкопанный ров длиной более чем в 30 метров. Туда сбрасывали расстрелянных, притом некоторые из них оставались живы после того, как ров был засыпан. Всего на Выставочной поляне было расстреляно по меньшей мере 1500 евреев. В течение недели оккупационные власти расстреляли еще около 1200 человек по дороге на Снов. Под руководством учителя Шолома Холявского в гетто из числа уцелевших было создано подполье, которое начало собирать оружие и взрывчатку. В июле 1942 года узники гетто подняли восстание, которое было жестоко подавлено. Лишь немногим удалось спастись и прорваться в леса.

Как правило, местные жители старались помогать евреям, иногда рискуя собственной жизнью. Известно, например, что за помощь евреям был арестован и расстрелян католический несвижский декан Мечислав Кубик.

Бюст Николая Христофора Радзивилла Сиротки

Данный памятник установлен в честь князя Николая Христофора Радзивилла Сиротки, государственного и военного деятеля Великого княжества литовского, путешественника, писателя, мецената, первого несвижского ордината.

Прозвище Сиротка Николай Христофор получил в раннем детстве. Легенда рассказывает, что однажды королю польскому и великому князю литовскому Сигизмунду Августу попалась в одной из комнат дворца оставленное без присмотра дитя. Король его успокоил и приласкал: "Ах, ты мой бедный всеми забытый сиротка!" С тех пор прозвище "Сиротка" так и пристало к Николаю Христофору.

Учился Николай Христофор в основанной отцом протестантской школе в Несвиже. В юношеские годы много путешествовал по Западной Европе, учился в Страсбурге и Тюбингенском университете. После смерти отца, под воздействием польского проповедника-иезуита Петра Скарги публично отрекся от кальвинизма, принял католичество и, исправляя грехи отца, взялся искоренять протестантизм в своих владениях.

В 1583-1584 гг Николай Христофор Радзивилл Сиротка совершил паломничество в Святую Землю, в ходе которого он посетил Крит, Кипр, Сирию, Палестину и Египет. О своём путешествии Николай Христофор рассказал в своем дневнике, неоднократно издававшемся на разных европейских языках. В Иерусалиме князь вступил в орден рыцарей Гроба Господня – именно их знак можно увидеть на памятнике. По возвращении на родину он начал широкое строительство в Несвиже: рядом с деревянным отцовским замком поставил каменный, построил костёл Божьего Тела, бенедиктинский и бернардинский монастыри. Для проектирования и возведения костёла он пригласил из Италии архитектора Джованни Мария Бернардони. В новом замке Радзивилл собрал галерею портретов, библиотеку, арсенал. В Альбе, под Несвижем, Сиротка заложил один из первых в стране парков. Благодаря Николаю Христофору всего за тридцать лет был возведен новый город с учетом достижений оборонного искусства эпохи.

Памятник Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке по праву занял свое место на аллее славных деятелей города Несвижа в 1992 году.

Бюст Тамаша Маковского

Томаш Маковский известен как автор гравюр к книгам и географическим картам, в частности, первого известного плана Несвижа.

О детстве и молодости Маковского ничего не известно. Около 1600 года он поступил на службу к Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке. Здесь Маковский занимался созданием гравюр на меди к книгам, издававшихся в Несвижской типографии. Около 1603 года Маковский создал гравюру с видом Несвижа – старейшее сохранившееся до наших дней изображение города. Гравюра Маковского стала основным источником для восстановления облика ряда утраченных или перестроенных зданий. Благодаря его гравюрам мы также можем узнать, как выглядели другие замки Радзивиллов и города ВКЛ: Биржи, Вильно, Гродно, Ковно, Клецк и Троки. В это же время мастер участвовал в создании карты Великого княжества Литовского. Впоследствии Маковский работал в других типографиях, занимаясь иллюстрированием самых разных книг. Так, его авторству принадлежат иллюстрации к двум панегирикам и знаменитому коневодческому трактату "Гиппика". Он также создал гравюры "Осада Смоленска" и "Вид Москвы". В ряде случаев Томаш Маковский лишь переносил на доски готовые картины, однако его талантливое исполнение сохраняет самостоятельную художественную ценность. В 1992 году ему был установлен этот памятник в Несвиже.

Бюст Джованни Мария Бернардони

Рядом с памятником Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке установлен бюст Джованни Мария Бернардони – итальянскому монаху-иезуиту, первому архитектору, работавшему в стиле барокко в Польше и Великом княжестве Литовском.

Джованни родился на севере Италии, работал каменщиком, в 23 года пришёл в Рим, чтобы вступить в орден иезуитов и стать архитектором. Братья-иезуиты направили его на строительство главного орденского храма в Риме Иль-Джезу, где он трудился 6 лет. С 1573 года Бернардони работает на строительстве церквей в Неаполе, Абруццо.

Бернардони приезжает по приглашению Николая Христофора Радзивилла Сиротки в Несвиж в 1586 году и остается здесь на целых 13 лет. Главным его проетом в Несвиже становится костёл иезуитов. Прототипом костёла стал главный орденский храм иезуитов в Риме – Иль Джезу. Храм кроме сакральной функции должен был быть приспособлен под княжескую усыпальницу. Многоплановое назначение костёла требовало точной выверки его проекта. В ноябре 1593 года строительство костёла было закончено и состоялось первое богослужение.

Костёл иезуитов в Несвиже считается первой постройкой на территории Речи Посполитой в стиле барокко.

В 1599 году Бернардони уезжает в Краков, где строит костёл святых Петра и Павла. Кроме этого он выполнил еще проекты монастыря св. Бернардина в Кальварии Зебжидовской и костёла св. Казимира в Вильно. Но завершение работы архитектор уже не увидел, он умер 1605 году.

В 1992 году в Старом парке был установлен бюст Джованни Бернардони работы скульптора Николая Гумилёва.

Бюст Владислава Сырокомли

Владислав Сырокомля (настоящее имя – Людвик Кондратович) – известный белорусский и польский поэт, публицист и краевед. Его историко-этнографическое сочинение "Путешествия по моим былым околицам" представляет большую ценность для изучения истории города, поскольку Сырокомля изучал многие архивные документы, разбросаные в настоящее время по всей Восточной Европе.

Поэт с молодости был связан с Несвижем. В местной школе при доминиканском монастыре Сырокомля учился в 1830-е годы. В 1840-1844 годах он работал вначале помощником управляющего имениями князей Радзивиллов в Несвиже, а позднее архивариусом в замковом архиве. В 1844 году Людвик Кондратович венчался с Полиной Митрашевской в фарном костёле.

Кроме "Путешествий по моим былым околицам", Сырокомля написал 6 сонетов, посвящённых Несвижу, а его произведение "Иллюминация" передаёт трагическую историю, услышанную из уст пожилой несвижанки.

Память поэта в городе увековечивает мемориальная доска, установленная в костёле Божьего тела в 1902 году. Установить доску на территории города не разрешали царские власти, однако несвижане нашли решение: памятная доска была установлена в костёле в 1902 г. и сохранилась до нашего времени.

Через девяносто лет, в 1992 году, в память о писателе был установлен бюст рядом с прочими выдающимися людьми города.

Бюст Юрия Несвижского

Вопрос принадлежности Юрия Несвижского к городу Несвижу до сегодняшнего дня остаётся нераскрытым. Однако с большой долей вероятности о князе-участнике битвы на Калке можно говорить как о первом несвижанине, память о котором хранится на страницах древних летописей.

Битва на Калке была первым существенным сражением между русско-половецким и монгольским войсками. 31 мая 1223 г. войско Руси было полностью разбито, а большая часть князей постигла смерть на поле боя. Юрий Несвижский в летописях упоминается в числе шести князей, отступавших с поля боя, но настигнутых и мученически убитых. Всех пленных ещё живыми положили под доски, на которых после битвы триумфаторы-монголы устроили пир.

Это единственное упоминание о несвижском князе, попавшее на страницы древних русских летописей. Позднее историки и генеалоги на основе косвенных данных выяснили, что Юрий Несвижский вероятно является сыном пинского князя Ярополка и внуком туровского князя Юрия Ярославича. Как представитель княжеской династии Рюриковичей в начале XIII в., в период территориальной раздробленности на русских землях, Юрию перешел во владение Несвижский удел.

Археологи не смогли выяснить место нахождения города XIII в., и поэтому ряд исследователей настаивает на использовании 1446 года в качестве даты первого достоверного упоминания Несвижа. Однако есть вероятность, что первоначальный Несвиж мог находиться на территории одного с городищ на востоке от современного города. Таким образом, до нашего времени нет ясности в начальной истории Несвижа, тем не менее, это не помешало установки в 1992 году бюста в честь Юрия Несвижского.

Бюст Якуба Коласа

Один из бюстов изображает классика белорусской литературы и народного поэта Беларуси Якуба Коласа, чьё настоящее имя – Константин Михайлович Мицкевич. Будущий писатель родился на радзивилловских землях недалеко от Столбцов. С 1898 по 1902 год Мицкевич учился в Несвижской учительской семинарии. Время, проведённое в городе, положительно повлияло на творчество писателя, наполнив его новыми яркими образами, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях. Считается, что сюжет одной из самых известных его поэм, "Сымон-музыка", мог быть навеян и воспоминаниями о Несвиже.

После несвижского периода будущий классик работал учителем в школах на Полесье, находился в тюремном заключении за общественную деятельность. После Первой мировой войны Якуб Колас пишет множество произведений, которые стали классикой белорусской литературы. В 1926 году ему было присвоено почётное звание народного поэта Беларуси.

Сегодня именем Якуба Коласа названы Несвижский государственный колледж и одна из улиц города. В 1992 году в память о классике был установлен бюст.