Parks

The memorial boulder "Wishes Stone"

The largest in the Old Park memorial boulder is situated not far from the entrance. Antoni Wilhelm Radziwiłł immortalized words of gratitude to his wife on it: "… In recognition of the lasting decoration work in the castle, this stone was mounted for Marie de Castellane, princess Radziwiłł, by her grateful husband prince Antoni Radziwiłł, XIV Ordynat Niasvizhsky in 1903. In the Soviet times this stone already ended up with the name the "wishes stone": they say that if you touch it, leave in one of the cracks of the stone a coin or bank note and make a wish, it will become true for sure. This is why the memorial stone is so popular among tourists.

Not far from this place, near a sidewalk café, eye is caught by a similar, but significantly smaller stone with engraving in Polish: "The alley was planted by Marie de Castellane, princess Radziwiłł, using saplings, grown from the seeds which had been brought from the garden of the Radziwiłł princes’ palace in Berlin". This memorial sign was also mounted in 1903 by Antoni Wilhelm Radziwiłł in recognition of his wife efforts in the development of the park. Installation of such stones is a crucial component of development of the park lands, carried out by Radziwiłłs, which lasted till 1939.

The English Park

There was a race track on the other bank of the Castle pond at the end of the XIX century. In 1898 Radziwiłłs decided to enlarge the park ensemble, and laid out the English park to the south of the Marysin Park. The major part of the park was occupied by a lawn, and few trees in the central part were planted checkerboard. The borders of the park from three sides, except for the pond, were bushed by trees. Due to abundance of open spaces Marie Radziwiłł hoped to make the park appropriate for horse riding.

There is a picturesque road between the Marysin and English parks, leading to and from a dam to the exit from the park. Until today the entrance gate and gate-house remained practically unchanged.

Marysin Park

In 1898 Marie Radziwiłł, having finished the arrangement of the Old Park, turned her eye to the other bank of the Wild pond. She decided to create there a new park that was called Marysin. The name of the park is related not only to the name of the founder, but also to a romantic legend.

The sister of one of the Radziwiłłs had a daughter named Maria, who spent her childhood in the estate of her parents near Klieck. The daughter of powerful magnates and peasant son Jan became friends and in their child years vowed to never part. However, Maria’s parents died early, and she was taken for upbringing to the Niasvizh castle. The owners of the castle decided to marry Maria with their sick brother, her cousin, and thus add Maria’s rich dowry to the wealth of the Niasvizh Radziwiłłs. Gardeners, experts in park architecture, worked in the castle. They looked for able young people who were sent abroad to study park architecture of European countries. Handsome Jan was among them. He spent four years abroad, read a lot and learned to play violin.

Jan and Maria met by chance again. Young people decided to get married without the permission of relatives. Their secret was revealed to the owners of the castle when Maria was to give birth to a baby and she decided to hide her feelings no more. The Niasvizhmasters declared Maria insane and enclosed her in one of the towers where Maria gave birth to a girl and called her Marysia. But when the mother was still sick, her little daughter was taken from her.

For several days the poor girl knew nothing about Jan and Marysia. But one night a room maid found way to the tower and said that Jan and little Maria were killed. Poor mother tore hair, she screamed so much from pain and despair that she lost strength and conscious soon. They reported at the court that she died of a psychic disease and buried her as soon as possible.

The life of lovers was broken. But memory about them lived among people. Marie de Castellane turned to this legend at the laying out of this park as well as the renovators at its reconstruction.

The main work on the development of the Marysin Park was carried out by the chief gardener of Niasvizh parks Andrei Pasteremchik. A lot of attention is given to the formation of picturesque landscape in the Marysin Park. There is a system of magnificent channels, artificial creek, and pond with an island. Maple and linden alleys are located at the heart of the Park which unite near the obelisk. There is a channel near the pond bank that goes several hundred meters underground and connects with the Round pond. The subterranean channel few times comes out to the surface and according to the modern concept, it is called "Underworld River Styx". Styx, according to the ancient Greek mythology, is a subterranean river which separated Hades, the afterworld, from the world of the living. The Niasvizh Styx and Round Pond are located below the level of the Wild Pond, therefore there is a system of small decorative waterfalls between them.

When laying out the Marysin Park, the stress was put on creating of unique lyric atmosphere. Island of Love was created as the memorial to the romantic legends in the middle of the pond. Later, during the reconstruction works in the park in the 1980s a sculpture, depicting two lovers, was mounted on the Island of Love as a peculiar illustration of one of the versions of the legends about princess Marysia. The ancient colonnade around the sculpture underlines aristocratic past of the parks.

In the middle of the Marysin Park from any of its alleys one can reach the central meadow. A quadrilateral obelisk is mounted there in commemoration of the laying out of park with lettering "Marysin 1898".

Once there was a small waterfall called "Tears of Maria", a creek with the same name and a large stone with a hole in the middle that was considered to be a "Ring of Maria". Not far from the Obelisk, on the other bank of the pond, there was a bronze sculptural group – fountain "Saint George Defeats the Dragon". Water was flowing from the wound of the defeated monster. Unfortunately, the fountain was not preserved. One can a see a white figure between the trees no far from the obelisk: it is the sculpture that depicts legendary princess Maria. Idle guests disturb her seldom: Marysin Park is the most quiet and romantic among all Niasvizh parks.

Anthony's Park

For a long time there were no structured park lands around the Niasvizh palace: in the majority of images of the XIX century the prince’s residence is surrounded only by a few trees. Since the days of Mikołaj Krzysztof "the Orphan" Radziwiłł, the area around the castle according to the laws of the art of war was cleared to improve visibility and capacity of fire. Only at the beginning of the XIX century, when the palace lost its defensive significance, it was possible to plant trees in the immediate vicinity of the fortifications. The park ensemble was founded in 1878 at the initiative of Marie de Castellane Radziwiłł. The first of the parks, laid around the palace, was named as Anthony’s in honor of prince Antoni Radziwiłł, who decided to return to Niasvizh residence after decades of absence of representatives of the prince’s family.

In the Anthony's park the arrangement of trees was ordered on the former external lines of defense, planted exotic plants were planted there. The trees were planted even on the shafts of the castle; flowerbeds were planted there as well.

Unfortunately, a big part of the park has not been preserved till our days. Now where rare in our latitudes trees and shrubs werer previously grown, outbuildings, swimming pool and car park are situated. All of this was built after the war during the work of the sanatorium.

Old Park

Located to the north of the Castle the foundations of the Old Park were laid in 1878. Here was swampy terrain, before Niasvizh had been reconstructed by Mikołaj Krzysztof "the Orphan" Radziwiłł. But after the dams were installed, the water table rose, and the wetlands were soon drained. For a long time, most of the territory was not used. Władysław Syrokomla, visiting Niasvizh in the 1830s, wrote about neglected areas adjacent to the Castle. It is known that the only individual tree in the park was a Canadian poplar, planted at the beginning of the XIXth century.

In 1878, the deliberate development of a park ensemble was started due to the efforts of Marie de Castellane Radziwiłł. Maria brought with her from France the fashion for a new type of parks that were based on the imitation of natural forest clearance. Most of the trees were planted in the Old Park in the late XIXth century. Seeds and seedlings were brought from the best forest areas of Belarus, as well as from Berlin. Since the foundation of the Park and up to 1912, its main gardener was Andrej Pastaremčyk. He was the person engaged into the fulfillment of the plans of Marie de Castellane for 34 years. Subsequently, the gardeners of Radziwiłł were father and son Stocki and Antoni Gliński. The latter had been devoted to the Park for years, and when the Park along with the Castle became a Soviet health resort, he remained to see about it.

Three meadows, Spartyunaja, Centralnaja and Vystavačnaja, formed the basis of the Park. There was a summer house at the Spartyunaja meadow till the end of the 1930s. There were also tennis courts. Till the end of 1920s there was a tradition to hold a trade fair close to Canadian poplar at the Vystavačnaja meadow. During the Second World War the Nazis chose the park for the execution of fifteen hundred Niasvizh Jews that were shot there on October 23, 1941. After the war, the Castle was turned into a health resort, the place was decorated with traditional Soviet park sculptures, and a number of old monuments were dismantled. In 1963, the park received the status of a natural monument of national importance. But it is only in the 1980s that full-scale restoration works began in thoroughly overgrown park with the intention to return it to its former beauty.

Japanese Park

In 1913 a gardener from Great Britain started the development of a new park. The decision was taken to organize the territory to the north from the Old Park in a Japanese style. It was planned to create winding passes, garden of dwarf trees as well as artistic compositions, made of stones. However, the First World War broke out and the project was not implemented to the full extent.

Unattended dwarf trees soon grew to natural sizes, willow and linden and chestnut alleys remained only partially. Today the Japanese park is a picturesque meadow with few trees. Although its current appearance is quite different from the projects of the beginning of the XX century, it preserved its name, referring to the idea of an exclusive park. There is a pond in the northern part of the Park, overgrown with reeds and bushes that has a miniature island which can be reached via a small bridge.

There is a small quay near the pond, guarded by two stone lions. Starting from the Renaissance sculptures of lions are used as the decoration elements of palace entrances as well as park, palace and town fountains in European arts and architecture.

Парки

Ландшафтные парки Несвижа – большое культурно-историческое достояние, особое явление в садовом зодчестве Беларуси. На протяжении трёх столетий в радзивилловских парках нашли прекрасное отражение и получили воплощение все основные европейские стили садово-паркового искусства.

Памятный валун "Камень желаний"

Самый большой в Старом парке памятный валун находится недалеко от входа. На нём Антоний Вильгельм Радзивилл увековечил слова признательности к своей супруге: «… В знак признания за многолетний труд по украшению замка Марии де Кастелян, княгине Радзивилл камень этот поставил в 1903 году ее благодарный супруг князь Антоний Радзивилл, XIV Ординат Несвижский». Этот камень уже в советское время стал именоваться «камнем желаний»: говорят, если до него дотронуться, оставить в одной из трещин камня монетку или купюру и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Именно поэтому памятный камень так популярен среди туристов.

Неподалеку, у летнего кафе, внимание сразу привлекает подобный, но значительно меньший камень с высеченной на нём надписью на польском языке: «Аллею посадила Мария де Кастеллян, княгиня Радзивилл, используя саженцы, выращенные из семян, привезенных из сада Берлинского дворца князей Радзивиллов». Этот памятный знак также был установлен в 1903 году Антонием Вильгельмом Радзивиллом в знак признательности своей жене за работу над созданием парка. Их установка – важный элемент развития Радзивиллами своих парковых угодий, которое продолжалось вплоть до 1939 года.

Английский парк

В конце XIX века на другом берегу Замкового пруда располагался ипподром. В 1898 году Радзивиллы решили расширить парковый ансамбль, и на юг от Марысиного заложили Английский парк. Большую часть парка занимал газон, а немногочисленные деревья в центральной части были высажены в шахматном порядке. Границы парка с трёх сторон, за исключением берега пруда, были обсажены деревьями. Благодаря обилию открытых пространств Мария Радзивилл надеялась приспособить парк для конных прогулок.

Между Марысиным и Английским парками располагается живописная дорога, ведущая от дамбы к выходу из парка. До сегодняшнего дня практически в неизменном виде сохранились въездные ворота и сторожка. По обе стороны от ворот возвышаются величественные деревья. Возле ворот и сторожки проходит дубовая аллея.

Марысин парк

В 1898 году Мария Радзивилл, завершив обустройство Старого парка, обратила свой взор на другой берег Дикого пруда. Там она решила создать новый парк, который был назван Марысиным. Название этого парка связано не только с именем его основательницы, но и с романтической легендой.

У сестры одного из Радзивиллов была дочь Мария, детство которой прошло в имении родителей около Клецка. Дочь могущественных магнатов и сын простого крестьянина Ян подружились и еще в детские годы дали клятву не разлучаться никогда в жизни. Однако родители Марии умерли рано, и её взяли на воспитание в Несвижский замок. Хозяева замка решили поженить Марию и своего больного сына, ее двоюродного брата и таким образом присоединить богатое приданое Марии к богатству несвижских Радзивиллов.

В замке работали садовники, мастера парковой архитектуры. Они искали способную местную молодежь, которую посылали за рубеж, чтобы они знакомились с парковой культурой европейских стран. В их число попал и красавец Ян. Он пробыл за границей четыре года, много читал, выучился играть на скрипке.

Ян и Мария случайно встретились вновь. Молодые люди задумали пожениться без разрешения родственников. Их тайна стала известной хозяевам замка, когда у Марии должен был родиться ребенок, и она решила больше не скрывать свои чувства. Несвижские хозяева объявили Марию психически больной и поместили в одну из башен. Там Мария родила девочку, которую назвала Марысей. Но мать, что еще лежала в горячке, разлучили с маленькой дочуркой.

Несколько дней несчастная ничего не знала о судьбе Яна и Марыси. Но однажды ночью в башню пробралась горничная и сообщила, что Яна и маленькую Марию убили. Бедная мать рвала на себе волосы, так кричала от боли и отчаяния, что скоро утратила силы и сознание. При дворе сообщили, что она умерла в результате психического заболевания и как можно быстрее похоронили.

Так трагически оборвалась жизнь влюбленных. Но память о них жила среди людей. К этой легенде обратилась и Мария де Кастеллян при закладке этого парка, и реставраторы при его реконструкции.

Основную работу по созданию Марысиного парка провёл главный садовник несвижских парков Андрей Пастеремчик. В Марысином парке большое внимание уделено созданию живописного ландшафта. Здесь располагается и целая система живописных каналов, и искусственный ручей, и пруд с островом. В сердце парка расположены кленовые и липовые аллеи, которые сходятся у обелиска. Вблизи берега пруда проходит канал, который несколько сот метров проходит под землёй и соединяется с Круглым прудом. Подземный канал несколько раз выходит на поверхность и, согласно современной концепции парка, называется «Подземной рекой Стикс». Стикс – так согласно древнегреческой мифологии называлась подземная река, которая отделяла Аид, царство мёртвых, от мира живых. Несвижский Стикс и Круглый пруд располагаются ниже уровня Дикого пруда, поэтому между ними существует серия небольших декоративных водопадов.

При закладке Марысиного парка акцент был сделан на создание неповторимой лирической атмосферы. Как памятник романтическим легендам появился островок посреди тихого прудика, который получил название Остров Любви. Позже, во время реконструкции парка в 1980-х годах на Острове Любви была установлена скульптура, изображающая двух влюблённых – своеобразная иллюстрация одной из версий легенды о княжне Марысе. Окружающая скульптуру античная колоннада подчёркивает аристократическое прошлое парков.

В середине Марысиного парка с любой из аллей можно попасть на центральную поляну. На ней установлен четырёхгранный обелиск в память о закладке парка с надписью «Marysin 1898».

Здесь когда-то был небольшой водопад под названием "Слезы Марии", ручей, носивший такое же название, и большой камень с дыркой посередине, считавшийся "Перстнем Марии". Недалеко от Обелиска, на другом берегу прудика, находилась бронзовая скульптурная группа – фонтан "Георгий Победоносец поражает змея". Из раны поверженного чудовища текла вода. К сожалению, фонтан не сохранился. Недалеко от обелиска среди деревьев виднеется белая фигура – скульптура, изображающая легендарную княжну Марию. Праздные гости не часто нарушают ее покой: Марысин парк – самый уединенный и романтичный из всех несвижских парков.

Парк Антония

Долгое время вокруг Несвижского дворца не существовало упорядоченных парковых насаждений: на большинстве изображений XIX века княжескую резиденцию окружают лишь редкие деревья. Ещё со времён Николая Христофора Радзивилла Сиротки, территория вокруг замка по всем законам военного искусства была расчищена для улучшения обзора и возможностей обстрела. Только в начале XIX века, когда дворец утратил своё оборонительное значение, стало возможным высаживать деревья в непосредственной близости от укреплений.

Парковый ансамбль был заложен в 1878 году по инициативе Марии Радзивилл де Кастелян. Первый из парков, разбитый вокруг дворца, был назван Антониевым в честь 14-го ордината, князя Антония Радзивилла, который решился на возвращение в несвижскую резиденцию после десятилетий отсутствия здесь представителей княжеской семьи.

В парке Антония было упорядочено расположение деревьев на бывших внешних линиях обороны, высаживали экзотические растения. Деревья высаживали даже на валах замка, тут же были разбиты клумбы с цветами.

К сожалению, большая часть парка до сегодняшнего дня не сохранилась. Сейчас на месте, где раньше росли редкие в наших широтах деревья и кустарники, располагаются хозяйственные постройки, бассейн и автостоянка. Всё это было построено после войны в период работы санатория.

Старый парк

Расположенный севернее замка Старый парк, был заложен в 1878 году. До перестройки Несвижа Николаем Христофором Радзивиллом Сироткой здесь была заболоченная местность, однако после постройки системы дамб уровень грунтовых вод поднялся и заболоченные участки были вскоре осушены. Долгое время большая часть территории никак не использовалась. Владислав Сырокомля, заставший Несвиж в 1830-е годы, писал о запущенном состоянии прилегающих к замку территорий. Известно, что единственным отдельным деревом на территории парка был канадский тополь, высаженный в начале XIX века.

В 1878 году усилиями Марии Дороты Радзивил де Кастелян началось целенаправленное создание паркового ансамбля. Мария привезла с собой из Франции моду на парки нового типа, которые основывались на подражании естественному оформлению лесных массивов. Большую часть деревьев в Старом парке посадили в конце XIX века. Семена и саженцы доставлялись из лучших лесничеств Беларуси, а также из Берлина. С момента основания парка и до 1912 года главным его садовником был Андрей Пастеремчик. Именно он занимался реализацией замыслов Марии де Кастелян на протяжении 34 лет. Впоследствии садовниками Радзивиллов были отец и сын Стоцкие, а также Антоний Глинский. Последний отдал парку не один год, и когда парк вместе с замком стал советским санаторием, он остался присматривать за ним.

Основу парка составляли три поляны – Спортивная, Центральная и Выставочная. На Спортивной поляне до конца 1930-х годов стояла беседка, здесь же находились теннисные корты. До конца 1920-х на Выстовочной поляне, около канадского тополя, существовала традиция проводить ярмарку. Во время Второй мировой войны фашисты выбрали парк для уничтожения полторы тысячи несвижских евреев, расстрелянных здесь 23 октября 1941 года. После войны в замке устроили санаторий, парк украсили традиционными советскими парковыми скульптурами, а ряд старых памятников демонтировали. В 1963 году парковый комплекс получил статус памятника природы республиканского значения, но только в 1980-е годы в основательно заросшем парке начались полномасштабные восстановительные работы, которые были призваны вернуть ему былую красоту.

Японский парк

В 1913 году приехавший из Великобритании садовник начал создание нового парка. Территорию на север от Старого парка было решено организовать в Японском стиле. Планировалось создать узкие извилистые дорожки, сад из карликовых деревьев и кустарников, а также художественные композиции из камней. Однако началась Первая мировая война, и задуманное не было реализовано в полном объёме.

Брошенные без присмотра карликовые деревья скоро выросли до естественных размеров, вербовая и липово-каштановая аллеи сохранились только частично. Сегодня японский парк представляет собой живописный луг с немногочисленными деревьями. Хотя его нынешний вид весьма далёк от задумок начала XX века, за ним сохранилось название, отсылающее к идее создания эксклюзивного парка. В северной части парка расположен заросший тростником и кустарником водоём с миниатюрным островком, куда можно попасть по маленькому мосту.

Возле водоёма находится небольшая пристань, которую охраняют два каменных льва. Начиная с эпохи Возрождения, в европейском искусстве и архитектуре скульптуры львов используются как элементы украшения входов во дворцы, а также парковых, дворцовых и городских фонтанов.