Парковая скульптура

Вазы

Подъем национального самосознания белорусов в конце 1980-х – начале 1990-х годов, рост интереса к истории и культуре нашли отражение в элементах оформления парка. К 1992 году возле Замкового пруда появились три рельефные металлические вазы. Одна из них посвящена Радзивиллам и включает изображения родового герба и герба Великого княжества Литовского. Над гербами на латыни написаны слова "Слава" и "Победа" – то, что постоянно сопутствовало славному роду.

Вторая ваза посвящена Грюнвальдской битве 1410 года, когда объединенные войска Королевства Польского и Великого княжества Литовского нанесли сокрушительное поражение войскам Тевтонского ордена, положив конец двухсотлетней опасности. Эта битва стала примером доблести для последующих поколений, вдохновляя на подвиги в трудные времена. Хорошо видны фигуры воинов Великого княжества Литовского, добивающие тевтонских рыцарей.

Третья ваза установлена в память национально-освободительных восстаний 1794 и 1863 годов. Радзивиллы никогда не оставались в стороне от дела защиты Отечества. Так, в восстании 1794 года активное участие приняли Матей Радзивилл и Антоний Генрик Радзивилл, а генерал Михаил Гедеон Радзивилл, сторонник Костюшко, был одним из лидеров польских инсургентов 1830-1831 годов. Шляхта и крестьяне изображены вместе, что символизирует единство народа в желании добиться свободы и независимости. Над фигурами косинеров, повстанцев-крестьян, вооруженных перекованными косами, надпись: "За нашу и вашу свободу" – девиз освободительного движения. Надпись эта сделана двумя вариантами белорусского алфавита – кириллицей, принятой сейчас, и латиницей, которая была популярна в начале ХХ века.

Композиция "Колодец Ундины"

Старый парк украшает скульптурная композиция "Колодец Ундины". Колодец обозначает место родника, овеянного легендами об обитающей в нем водяной нимфе-богине. Местные крестьяне, которых при Радзивиллах пускали в парк на сенокос, называли это место "Горячий лужок" – в этом месте из-под земли било несколько ключей, которые не замерзали даже зимой. Один из ключей был взят в каменное обрамление и назван "Колодцем Ундины" – об этом гласит памятный камень, установленный при Антонии Радзивилле. Ручей, который вытекал из этого ключа, был превращён в аккуратный канал, который заканчивался тенистым прудом. На валуне в Зеркальном пруду, куда отводилась вода родника, установлена скульптура русалки с двумя хвостами.

В легендах народов Европы ундинами назывались духи воды, духи молодых женщин, покончивших с собой из-за несчастной любви. Это прекрасные девушки, иногда с рыбьими хвостами, которые выходят из воды и пением и красотой завлекают путников в глубины. Считается. Что если они родят ребёнка от земного человека, то смогут обрести бессмертную душу.
Один из самых известных и эксцентричных владельцев Несвижского замка Кароль Станислав по прозвищу Пане Коханку, помимо прочего, славился своей любовью к невероятным историям. Так, он любил рассказывать, как во время путешествия по Адриатическому морю его корабль ушёл ко дну. Вся команда погибла, и только князя спасла русалка. Спасительница влюбилась в Радзивилла, и плодом их любви, если верить князю, стало множество сельдей. Рассказав эту историю на очередном пиру, Пане Коханку любил огорошить гостей, внимательно рассматривая поданную ему рыбу: а не его ли это сынок?

Первый тополь и солнечные часы

В начале XIX века севернее замка, где заросли болотных кустарников соседствовали с возделанными полями, был посажен канадский тополь. Сегодня уже никто не помнит, в честь какого события было посажено это крупное и экзотическое для территории Беларуси дерево. Однако именно вокруг него в 1878 году по инициативе Марии Дороты Радзивилл де Кастелян, разбили парк, который сегодня известен как Старый. Тополь стал одним из ключевых объектов парка. В память о том, что в момент закладки парка здесь стоял только тополь, Мария де Кастелян установила камень. Вплоть до начала 1930-х годов на лужайке у тополя проводились ярмарки. Со временем, однако, парк приходил в упадок, и долгое время оставался практически без присмотра. Весной 2005 года порыв ветра свалил его, а через четыре года – на месте, где раньше стоял тополь, была установлена памятная композиция. Вероятно, это единственный в Беларуси памятник дереву.

Неподалеку на поляне находятся солнечные часы. Солнечные часы были частым украшением европейских парков, кроме того они выполняли важную функцию указания точного времени.

В 1993 году на Выставочной поляне была установлена копия солнечных часов. Однако сегодня часы показывают время, отличающееся от времени Гринвича на 2 часа. После того, как в 2011 году в Беларуси отменили переводы часовых стрелок весной и осенью, часы стали в летнее время отставать на один час, а в зимнее – на два.

Охотничья собака

Скульптура пса в Старом парке была установлена в 1896 году, однако до наших дней не сохранилась. Его уничтожили в советское время, вероятно, ради ценной бронзы, из которой он был отлит. Памятник был восстановлен на прежнем месте в 1993 году скульптором Валерианом Янушкевичем. Дата на постаменте стоит оригинальная, чтобы подчеркнуть преемственность этих скульптур.

Легенда рассказывает, что во время охоты раненный князем медведь едва не расправился со своим обидчиком самым решительным образом, как вдруг любимая собака, поспешив на помощь князю, отвлекла на себя внимание разъяренного зверя ценою собственной жизни. Благодарный князь приказал увековечить своего спасителя в бронзе. Пес представлен перед нами сидящим на венке из дубовых листьев, каким награждали в древности за особые подвиги, а на шее у него – медальон с радзивиловским гербом.

Мальчик и ангел-хранитель

Скульптура мальчика с дудочкой, за спиной которого реет фигура Ангела-Хранителя, навеяна распространённым в белорусских преданиях образом юного музыканта, а также литературным героем из "Сымона-музыки" – одного из наиболее известных произведений народного поэта Беларуси Якуба Коласа. Поэма посвящена бедному талантливому музыканту, который в тяжелых обстоятельствах ищет свою долю. Этот образ – символ непростой судьбы художника в прагматичном мире, а также пути белорусской нации к своему признанию и благополучию. Внимательный читатель поэмы заметит, что некоторые сцены разворачиваются в Несвижском замке и парке. Это не удивительно: сам Якуб Колас родился неподалеку – под Столбцами и несколько лет жил в Несвиже во время учебы в учительской семинарии.

Чёрная дама

Одной из самых красивых и мистических легенд Несвижа является легенда о Черной даме. Основана она на реальных событиях. Барбара из рода Радзивиллов рано потеряла отца и, в скором времени, мужа. Однако её одиночество продолжалось недолго: красота Барбары очаровала самого королевича Жигимонта Августа. Его мать Бона Сфорца была категорически против развития отношений между влюблёнными. Она люто ненавидела "выскочек" Радзивиллов и искала своему сыну в жены девушку из монаршей династии. Родственники Барбары также имели свои амбиции. Во время встречи влюбленных внезапно в комнату ворвались братья и потребовали от королевича женитьбы с Барбарой. Барбара стала женой Сигизмунда, а после, в декабре 1550 года, была коронована. Однако через шесть месяцев её не стало. Говорили, что мать короля, так и не простив невестку, отравила ее.

На основе этой истории любви и появилась легенда о Черной даме Несвижа. Король после смерти жены так страдал, что решил искать помощи у алхимиков, приказав им душу любимой. Алхимики, Твардовский и Мнишек, согласились помочь, но, зная пыл короля, запретили ему даже приближаться к тени любимой. Но когда появилось приведение, король, нарушив свою клятву, кинулся к нему и попытался обнять. Раздался взрыв и по помещению пополз трупный запах. Теперь душа Барбары не могла найти дорогу в мир мертвых, и ей пришлось навеки остаться на земле. Она поселилась в несвижском замке. С того времени перед живыми она появляется в чёрной одежде в знак траура по своей загубленной любви, кричит, плачет, причитает. В замке считали, что привидение предупреждает владельцев, когда им угрожает какая-нибудь опасность: война, болезнь, смерть.