Экспонат месяца — музей-заповедник «Несвиж»
Экспонат месяца

Экспонат месяца

Экспонат месяца

6.jpg
Шпалера «Триумф Цезаря»
  • В 2012 г. собрания Несвижского музея-заповедника пополнились уникальным предметом, шпалерой под названием «Триумф Цезаря», производство которого приходится на середину XVI в. В многочисленных СМИ его называли самым раритетным гобеленом Беларуси. На сегодняшний день в музеях мира выявлено 11 шпалер из серии «История Юлия Цезаря». (Шпалеры, гобелены – тканные настенные ковры с сюжетными или орнаментальными изображениями – занимали важную роль в оформлении европейского интерьера, начиная с эпохи Средневековья. Их использование позволяло сохранять тепло в замковых помещениях и – в виде раздвижных завес на кольцах – разделять крупные помещения на уютные комнаты. Гобелены украшали соборы и ратуши, а во время праздников – балконы, окна и стены домов).
  • Шпалера «Триумф Цезаря» была выставлена на продажу французским аукционом Rouillc в 2006 г. (лот № 114) под названием «Триумф Цезаря». (вторая половина XVI в; г. Брюссель; шерсть, шёлк; ткачество; 330 х 485 см). На шпалере изображена динамическая сцена жестокой битвы у стен крепости. На переднем плане показаны три атакующих воина: два лучника и копейщик. Навстречу им, со стороны крепости, по телам погибших и раненых солдат, держа перед собой щит и окровавленный меч в вытянутой руке, бежит противник в доспехах и шлеме. В его щит, ноги и голову вонзились стрелы. Но, несмотря на это, он продолжает наступать. Лучник без шлема, в синем панцире и кожаной тунике, мчится вперед, нацеливая свой лук на врага. За ним, в красном чешуйчатом доспехе и шлеме, второй лучник, готовится к выстрелу. Перед ним третий воин целится в противника копьем. На заднем плане с двух сторон два отряда римской конницы направляются к крепости. Их штандары украшены черным орлом, а также буквами S.P.Q.R. - аббревиатура римско-республиканского девиза “Senatus Populusque Romanus” («Сенат и граждане Рима»). На горизонте виден разбитый палаточный лагерь. Слева от него возвышается укрепление, которое также штурмуют римские солдаты. Бордюр основного поля представляет собой гирлянду из цветов, листьев и фруктов между двумя узкими полосками со спиральным орнаментом. Шпалера имела неудовлетворительную сохранность и поэтому было принято решение о реставрации. Предмет был реставрирован в 2013-2014 гг. в Центре реставрации им П. Гудинаса. в Литве.

alt
Известно, что Николай Радзивилл Чёрный в 1550-е гг. заказал во Фландрии шпалеры с изображением герба своего рода. Производство местных шпалер было заложено в начале XVIII в. княгиней Анной Катажиной (из Сангушек) Радзивилл в г. Несвиже, где размещался художественный двор, и в д. Кореличи, а затем продолжено её сыновьями Иеронимом Флорианом и Михаилом Казимиром Радзивиллом Рыбонькой. Основные художественные сюжеты были взяты из истории рода Радзивиллов, также создавались серии портретов, сюжеты на религиозную и военную тематику придворными художниками Ксаверием Домиником Гесским, Юзефом Ксаверием Гесским, Михаилом Скажицким, Андреем и Константином Петрановичами и др. Придворные мастера использовали батальные схемы картонов фламандцев Ван дер Мулена и его последователя Л. дер Хондта, придворного художника баварских курфюрстов. По данным архивов известны имена радзивилловских гобеленщиц: Мария Кулаковская, Анастасия Маркевич, Тереза Лютницкая, (?) Мисюкевич, (?) Музуркевич, (?) Антаховская и др.. Продукция мануфактур Несвижа и Корелич сохраняется в коллекциях Лондонского и Парижского музеев, Львовского исторического музея, Краковского национального музея, гобелены «Мифологической серии» были подарены самими Радзивиллами виленскому кафедеральному костёлу.
alt