Экспонат месяца — музей-заповедник «Несвиж»
Экспонат месяца

Экспонат месяца

Экспонат месяца

зеркало.jpg

Настольное туалетное зеркало

Уречье(?); конец XVIII века;
материалы: стекло зеркальное, дерево, металл; техника: литьё, формовка, гравировка; высота — 54,0 см; ширина — 26,5 см

Фонды музея пополнились интересным предметом – настольным туалетным зеркалом, история создания которого определяется концом XVIII века и локализуется определённой территорией – местечком Уречье (современный Любанский район), где была основана зеркальная мануфактура князей Радзивиллов в 1737 году.

В это время зеркала получили широкое распространение в жилищных и общественных интерьерах и имели две функции.
  • Первая – это средство чтобы видеть своё отражение во время утреннего и вечернего туалета.
  • Вторая – отражать свет с целью увеличения освещённости помещений, особенно дворцовых залов – появилась во второй половине XVIII века.
Деятельность единственной зеркальной мануфактуры Речи Посполитой в местечке Уречье была организована саксонскими специалистами с Дрезденской фабрики Сенффтэнберг по образцу королевской мануфактуры. Уровень технического и художественного исполнения был настолько высокий, что многие изделия принимали за французские и английские.

Рассматривая технические, технологические и художественные особенности нашего зеркала, можно проследить определённый процесс производства зеркал на территории Беларуси. Сначала варили стекломассу, основным компонентом которой были поташ, песок, известь, в незначительном количестве добавляли двуокись марганца, сурьму, виннокаменную кислоту, селитру, белый мышьяк, минию, бель свинцовую, соду, свинец, лазурь и др. в большом помещении, которое называлось «галя прадукцыйная». Со стекломассы выдували длинный цилиндр – «халяву», в дно которой вбивали железный стержень, которым увеличивали отверстие. Другой конец «халявы» отрезали от выдувной трубки мокрым ножом. Полученный таким образом лист обрезали, растягивали вдоль на мраморном столе и закаляли в печи.

Потом листы шлифовали один об другой, засыпая между ними мелкий речной песок и полировали плоским камнем, обвернутым мягкой войлочной подушкой. Эту работу делали в шлифовальном цехе, который назывался «шліфэрня», а полировали - в «паліроўні». Отполированные листы заливались горячим сплавом олова и серебра.

Урецкая мануфактура остановила свою деятельность в 1846 году. Почти столетний период деятельности мануфактуры в условиях различных государств позволяет рассматривать урецкое стекло как явление национальное, обязанное своим развитием художественной культуре белорусского народа
alt

Урецкие зеркала выделялись тем, что их рамы украшались зеркальным стеклом. Зеркальная рама декорировалась гравированными цветочными розетками и веточками растений. Трапецевидное навершие зеркала, поступившего к нам, так называемая “корона” – декорирована изображением птички, сидящей на цветущем кусте. Гравированные украшения создавались в цехе гравировки, который назывался  “рысоўня”. Тематика гравированного рисунка на зеркале свидетельствует о том, что художественное направление стеклянных изделий находилась под влиянием местной художественной культуры. В инвентарях остались сведения о выдающихся мастерах прошлого, шлифовальщики: Семён Петрович, Георгий Дубицкий, Матвей Шимон, Иероним Белькевич: рисовальщики-гравировщики – Николай Дубицкий, Павлик Малевич, Ян Дубицкий. Руководил Урецкой стеклянной мануфактурой слуцкий мещанин Розенбаум, а позже местный житель Дзердзиевский.  

alt