"Шаги к Победе"

В преддверии Дня Независимости Беларуси, который отмечается 3 июля, принято вспоминать всех, кто отдал жизнь за освобождение страны, в том числе и тех, кто погиб при освобождении Несвижа. Этот день является символом свободы и суверенитета Беларуси, а также данью уважения героизму и самопожертвованию советских воинов, партизан и подпольщиков, которые боролись против немецко-фашистских захватчиков.
Несвижский район был освобожден в ходе Минской операции войсками 1-го Белорусского фронта в ходе жестоких боев. Боевые действия вели войска 65-й, 48-й, 28-й армий, 4-го гвардейского кавалерийского и 1-го механизированного корпуса конно-механизированной группы фронта под командаванием генерала Плиева.
В 6 часов утра 1 июля у командира механизированной группы генерала Плиева на совещании была поставлена задача: 30-я казачья кавалерийская дивизия до конца дня 2 июля должна овладеть г. Столбцы, 10-гвардейская казачья кавалерийская кубанская дивизия, преследуя врага, должна освободить г. Несвиж, Городею и ворваться в Мир.
Утром на дороге Шишчицы – Несвиж кавалеристы 30-й дивизии, которой командовал генерал-майор Головский, встретили упорное сопротивление гитлеровцев. С помощью артиллеристов оборона врага была сломлена и к 16 часам наши войска захватили д. Бобовню и продолжали прорыв на запад.
Тяжелей пришлось 10-й дивизии. Кубанским казакам довелось преодолеть сильно заболоченную местность, и только вечером они подошли к Копылю.
2 июля 1944г. в 4 ч. утра танкисты 219 танковой бригады 128 танкового полка с десантом в 70 автоматчиков, наступая в авангарде 10-й кавалерийской дивизии, атаковали врага в Несвиже. Однако с хода в город прорваться не удалось. Гитлеровцы остановили наступление сильным артиллерийским огнём. Тогда командир танкового полка решил обойти город и атаковать его с севера. Фашисты, боясь окружения, начали отходить. Кубанские казаки вместе с партизанами отряда им. Жданова, которым командовал Александр Степанович Самойленко, преследовали врага. На улицах завязались бои. До полудня 2 июля была освобождена Городея. Таким образом был перерезан путь отступления немецким войскам из “Минского котла” по ж/дороге.
После перехвата ж/д Минск-Барановичи и успешно проведенных других операций в р-не Минска оказались в окружении более 20 немецких дивизий. Противник рвался из окружения, поэтому нужно было готовиться к отражению атак гитлеровцев.
Ночью 3 июля поступил приказ 36 полку 10-й гвардейской кубанской кавалерийской дивизии вернуться в Городею и перекрыть ж/д. Утром бойцы разместились в районе улиц Шоссейной и Несвижской. В сторону Несвижа на разведку был отправлены 18 сабельников, чтобы выяснить, не смогли ли прорваться немецкие части. На 4-м километре от Несвижа разведчики обнаружили большую танковую колонну, которая двигалась в направлении Городеи. Красильников, командир 4-го эскадрона, допустил ошибку. Вместо того, чтобы отправить разведчиков назад и предупредить об движении колонны, он отдал приказ отойти в лес. Немцы заметили казаков. Начался неравный бой. Все разведчики погибли.
В это время у Городеи казаки 36 -го кавалерийского полка услышали гул танков. Парторг полка Павел Фёдорович Сакун вспаминает: “Я послал казаков выяснить, чьи танки идут. Танки находились в районе д. Ужанка. По силе гула чувствовалось, что идет большая колонна. И когда танки появились на горке в районе льнозавода, стало ясно – немецкие.”
76-милиметровое орудие было наведено на первый танк, и артиллерийский расчет провел выстрел, однако подбить его не удалось. Огнём в ответ танки противника смогли подбить орудие. Загорелись несколько немецких танков около переезда на Минск, однако бой был неравный. Неся потери, казаки отступали. Фашистам удалось окружить и взять в плен Кравченко, Ермилова и Тарасова.
Гитлеровцы подвергли их пыткам, но не услышали от них даже слова. Первым мученическую смерть принял парторг Кравченко. Немцы выкололи ему глаза, топтали сапогами. Гвардейца Ермилова поставили к дереву. Немецкий офицер прострелил ему сначала одну ногу, потом другую. Гвардеец упал, фашисты раздавили его гусеницами танка.
Танковая колонна отошла недалеко. Одна половина ее была уничтожена на рубеже р. Щара в районе Баранович, а другая половина – в районе Новогрудка.
Действия конно-механизированной группы генерала Плиева были высоко оценены Верховным Главнокомандующим И.В. Сталиным. В его приказе от 2 июля 1944 года отмечалось: “ Одновременно юго-западнее Минска войска 1-го Белорусского фронта стремительным ударом конницы, танковых соединений и пехоты овладели городами и военными узлами коммуникаций Столбцы, Городея и Несвиж, отрезав тем самым путь сообщения из Минска на Брест и Лунинец.
В этом маневре отличились … кавалерийские соединения кубанских казаков генерал-лейтенанта Плиева …”
В их честь Москва салютовала 20 залпами из 224-х орудий.
В самом Несвиже 3 июля 1944 года вновь разгорелись бои с танковым корпусом. Два батальона противника, усиленные 40 танками, захватили Несвиж.
На окраине Несвижа огневой взвод одной из батарей 1318-го истребительного противотанкового арт. полка был неожиданно обстрелян фашистским танком. Вышел из строя тягач орудия. Отправив убитых и раненых в тыл, лейтенант Лещенко вместе с 7 бойцами занял оборону и удерживал ее до подхода наших частей. Когда группа танков вышла из Несвижа и двинулась на позицию орудия, приказал рядовому Гришаеву встать к орудию заряжающим, сам стал на место наводчика. Подбиты одна, две, три, четыре вражеские машины, но танки продолжали идти на орудие. Только когда Лещенко подбил 5 танк, остальные три повернули назад.
За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25.08. 1944 года Николай Павлович Лещенко удостоен звания Героя Советского Союза. Боевых наград были удостоены и другие участники боя. В 1975 году благодарные несвижане присвоили Николаю Павловичу Лещенко звание “Почетный житель города Несвижа”.
4 июля вечером воины 193-й стрелковой дивизии (генерал-майор Фроленков) 105-го стрелкового корпуса 65-й армии 1-го Белорусского фронта в взаимодействии с партизанами 27-й бригады им. Чапаева (командир М.А. Шестопалов) и отдельного отряда им. Жданова (командир А.С. Самойленко) окончательно освободили город от немецко-фашистских захватчиков.
В одном из боёв за освобождение Несвижа погиб секретарь Несвижского подпольного райкома партии, комиссар отряда им. Жданова Фёдор Афанасьевич Усошин. Группа, которую возглавлял комиссар отряда, должна была захватить банк. Но она была окружена фашистами и до последнего сражалась с врагом.
Ф. А. Усошин похоронен в братской могиле в парке, а одна из улиц города носит его имя.
Поделиться в социальных сетях: