«Шаги к Победе» — музей-заповедник «Несвиж»
Флаг РБ Герб РБ

«Шаги к Победе»

«Шаги к Победе»

В Великой Отечественной войне участвовали тысячи жителей Несвижчины. Они сражались в составе Красной Армии, партизанских формирований и подполья. Каждый из них, кто дожил или не дожил до Победы, сделал свой вклад в защиту Родины от фашистского нашествия. После освобождения Беларуси многие несвижане участвовали​​ в боях за освобождение Европы. К сожалению, ни одного ветерана войны в нашем районе не осталось в живых. Нам остается только заново перечитывать их воспоминания.

Из воспоминаний Витенчика Ивана Трофимовича:

«Родился я в деревне Осмолово 1 октября 1926 года. До начала Великой              Отечественной войны учился в Ланской школе и закончил 8 классов. 22 июля 1944 года был призван в Советскую Армию. Воевал на 1 Белорусском фронте связистом. Это очень ответственная, нужная и опасная военная специальность, ведь связь необходимо было поддерживать и днём и ночью, в любую погоду, под огнём. Освобождал Польшу, форсировал Одер, принимал участие в битве за Берлин. Вспоминал, какие страшные, можно сказать, «мёртвые» были польские города и особенно Краков и Варшава. Единичные дома остались целыми, одни руины. Победу встретил в Берлине. До 1950 года служил в Советской Армии, затем вернулся домой.»

 

Из воспоминаний Волочника Ивана Филипповича:

«Я родился 24 апреля 1926 года в деревне Малево Несвижского райо­на. Окончил 7 классов. До войны ра­ботал на личном подсобном хозяйстве.

27 июля 1944 года был призван в ряды Советской Армии; Слу­жил в 5-м Донском казачьем корпусе в составе 184 гвардейско­го артиллерийского полка 12 гвардейской дивизии. Воевал на III Украинском фронте. Был снайпером 64 запасного стрелко­вого полка.

В Венгрии под Болотоном после ар­тиллерийской подготовки прорвали линию обороны немцев, шли в направлении Вены и попали под обстрел. Я был на лошади и вскочил в овраг. Когда вышел из укрытия, вижу — в меня целится немец с пистолета. Я был с автоматом, не рас­терялся и взял немца в плен. И он при допросе дал показания, где именно находятся два корректировщика и дают на­водку для обстрела наших частей. За этот случай был награжден медалью «За отвагу».

После тяжелых трехсуточных боев пришла смена. Мы отдыхали: я в одном окопе, а разведчик из Москвы Журбин — в другом. В это время между нами упал фауст-снаряд и уда­рил в бруствер. Разведчик погиб, 28 ран он получил. А меня только засыпало. К счастью, жив остался».

Поделиться в социальных сетях: