"Шаги к Победе"

80 мирных лет в Беларуси – это не только юбилей победы в Великой Отечественной войне, но и исторический рубеж, который символизирует восстановление и развитие страны после тяжелых испытаний, стойкость и мужество простых советских людей, воевавших, трудившихся в тылу и переживших оккупацию, восстанавливающих свою страну после разрухи. Перед вами продолжение воспоминаний наших сотрудников о своих близких - невыдуманная история «Иван да Марья».
Часто, характеризуя прочный семейный союз, люди, увидев счастливую пару, говорят «Иван да Марья». Для меня эти имена – еще и пример мужества, потому что Иваном звали моего дедушку, а Марией – бабушку. Родились они в одной деревне Лукавец Брянской области. Бабушка была из зажиточной семьи, а дед – вдовий сын, почти как в сказке. Бабушка в детстве лишилась матери, которая умерла от «испанки» в 19 лет. Прадед Сергей женился вторично. Мачеха на комсомольские собрания падчерицу отпускала неохотно, в школу не пустила совсем (некому по хозяйству помогать), а против ее замужества в 17 лет возражать не стала. А через несколько лет Ивана Фроловича – участника Финской войны – избирают председателем местного колхоза. В молодой семье рождаются сын и дочь. Только наладилась жизнь, как вторая мировая в одночасье все перечеркнула. Председатель уходит на фронт, его жена, мать и дети остаются в родной деревне. Однако фашисты сожгли Лукавец дотла. Уцелел только самый большой дом – прадеда Сергея – в нем немцы устроили свой штаб. Жителей деревни согнали в огромный сарай и всё допытывались: «где жена председателя?». Односельчане не выдали. Их сожгли живьем. Но «председательши» среди них не было: спасла свекровь, которая заставила бежать в лес – прятаться.
Но и лес не помог. Немцы выгнали оттуда практически всех спасшихся от сожжения, погрузили в эшелоны и отправили в Беларусь, в лагерь для мирного населения, расположенный в г. Слониме (Гродненская область). Там и были до окончания войны. Дедушка защищал Ленинград, охранял легендарную «дорогу жизни» на Ладожском озере. Когда сняли блокаду, этих солдат не сразу отправили на фронт, а присвоив им офицерские звания, направили поправлять здоровье на Урал – уж очень они были истощены и больны.
До самого освобождения Беларусь бабушка со свекровью и детьми пробыла в фашистском плену. Голодали. Страшно болели, у моей бабушки от цинги выпали все зубы, а ей было только чуть больше двадцати. Она вспоминала, что лагерные охранники иногда детям отдавали свой хлеб. Не боялся за ним подходить 3-летний сын Иван, и на вопросы немцев об отце наивно отвечал – воюет. Счастье, что после этого оставался жив, ведь иногда вместо хлеба получал сапогом – так немцы «шутили», приманивая голодных детей хлебом. Дочь Татьяна немцев боялась безумно. В ее внешности (хотя какая внешность у 4-летнего изможденного ребенка) фашисты находили что-то еврейское и из-за густой неславянской темной косы трижды выводили на расстрел. Но и тут люди заступались «она – русская, из нашей деревни». Это и спасло ей жизнь.
— В лагере люди умирали, как мухи, — рассказывала бабушка, — нам удалось выжить благодаря тому, что иногда охранники отпускали меня и других женщин в город и близлежащие деревни – поработать за еду для детей. Но к вечеру обязательно должны были вернуться, иначе семье – расстрел.
Когда Слоним освободили, бабушка решила остаться в Белоруссии. Несмотря на тяжелый физический труд, перенесённые болезни, по-прежнему оставалась очень красивой. Когда железнодорожное сообщение наладилось, съездила на родину, оставила в сельсовете адрес проживания. Каково же было удивление земляков, когда примерно через две недели после приезда «председательши» с фронта вернулся председатель…
Радость встречи, безмерное счастье от того, что все, пройдя это ад, остались живы. Началась новая, послевоенная жизнь.
Дедушку как члена партии, сразу направили на ответственной участок – восстанавливать электростанцию, позже — на другие объекты. Прибавилось в семье и детей – после войны родились еще сын и дочь. Пришла пора «расширяться» семье с 4-мя детьми, тем более что и участок неподалеку был подходящий.
Все соседи отмечали главную особенность этой семьи – то, что муж и жена – Иван и Марья – всегда были вместе. Везде. При любых обстоятельствах. Возможно, проведя столько тяжелых лет в разлуке, они до конца не могли поверить, что мир – это надолго.
Марченко Ольга Евгеньевна, специалист по рекламной коммуникации музея
Поделиться в социальных сетях: